Идеология России
Официальный документ, в котором перечислены традиционные
духовно-нравственные ценности России и стратегия развития. «Стратегия
опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в
процессе культурного развития России, таких как человеколюбие,
справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и
стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей
семьей и своим Отечеством».
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 996-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
-создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
-обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
-повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
-создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
-формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
-создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
-повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
-обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
-обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
-формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
-развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
-содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
-повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
-содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
-популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
-создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
-поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
-создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
-обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
-полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
-содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
-развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
-использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
-совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
-развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
-создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
-знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
-создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;
-информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
-содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
-воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
-обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
-улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
-поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
-поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
-привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
-расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-развитие культуры межнационального общения;
-формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
-воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
-формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
-создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
-формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
-повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
-развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
-развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
-развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
-расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
-содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
-оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
-эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
-создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
-увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
-создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
-развитие музейной и театральной педагогики;
-поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
-создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
-повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
-создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
-содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
-создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
-формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
-формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
-создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
-развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
-предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
-использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
-содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
-воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
-развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
-содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
-развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
-развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
-совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
-развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
-нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
-совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
-консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
-эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
-укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
-системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
-формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
-организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
-повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
-развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;
-модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
-подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
-формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
-изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
-проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в развитии личности ребенка;
-проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
-создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
-обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
-создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
-использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
-организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
-укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
-повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
-создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
-развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
-повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
-повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
-укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
-доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
-создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
-утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
-снижение уровня негативных социальных явлений;
-развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
-повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
-повышение уровня информационной безопасности детей;
-снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
-формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 996-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
-создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
-обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
-повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
-создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
-формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
-создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
-повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
-обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
-обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
-формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
-развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
-содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
-повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
-содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
-популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
-создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
-поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
-создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
-обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
-полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
-содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
-развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
-использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
-совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
-развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
-создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
-знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
-создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;
-информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
-содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
-воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
-обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
-улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
-поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
-поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
-привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
-расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-развитие культуры межнационального общения;
-формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
-воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
-формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
-создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
-формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
-повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
-развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
-развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
-развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
-расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
-содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
-оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
-эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
-создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
-увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
-создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
-развитие музейной и театральной педагогики;
-поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
-создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
-повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
-создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
-содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
-создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
-формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
-формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
-создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
-развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
-предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
-использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
-содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
-воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
-развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
-содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
-развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
-развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
-совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
-развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
-нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
-совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
-консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
-эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
-укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
-системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
-формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
-организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
-повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
-развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;
-модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
-подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
-формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
-изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
-проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в развитии личности ребенка;
-проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
-создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
-обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
-создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
-использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
-организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
-укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
-повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
-создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
-развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
-повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
-повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
-укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
-доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
-создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
-утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
-снижение уровня негативных социальных явлений;
-развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
-повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
-повышение уровня информационной безопасности детей;
-снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
-формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий